О, если бы удалось мне понять некоторые свойства великой пралогики?! Тогда написал бы величественную поэму неба и земли, поэму понятий и железной цепью связанных суждений! Но удастся ли мне это? Наверное душа утолилась бы тогда...
Мое дело маленькое: проповедовать о Боге моем, странствовать по земле без лукавства, с наивностью ребенка описывать все виденное и слышанное... Так создам я сказку всемирную.
|
"Я допускаю, что в каждом акте сознания внешнего мира два элемента - функция сознания и нечто, что предлежит нашему сознанию, но не функция его. Но как мне это уяснить другим, я не знаю. Все допускают одно из двух - или все функции сознания, или все вещи.
Например, астроном смотрит на светлую точку на небе, потом вычисляет и говорит, что в пространстве существуют огромные тела - звезды, солнце, то есть существует то, чего не видит он. Светлая точка на небе это как бы функция его сознания, а солнце то, что принадлежит ему. Одно переменное, другое - предел. Или психолог, он утверждает, что ощущения - функции сознания, а агенты природы, вызывающие в нервах условия для ощущения, - это то, что предлежит сознанию.
Я и пытался развить теорию познания на основании этих соображений. Мир ощущений, представлений и понятий есть переменная величина, а то, что предлежит нашему сознанию - предел, к познанию которого мы идем."
(c.112)
"Я изучаю логику природы: она - механика, вечное интегрирование своих тенденций; но есть еще логика психологии: здесь синтетическое творчество. Логика разума человека идет скачками: логика морали требует бессмертия и свободы, логика эстетики указывает, что мир - гармония своих частей и развитие высших ценностей при наличности низших; поэт - гармония душевных свойств, соответствующая гармонии мира. Над всеми этими логиками - пралогика потенциала, объединяющего все грани мира. Из энергии возникает вещество, законы природы, то есть при помощи суммирования бесконечно малых склонностей (тенденций). У энергии - тенденции к пространственности, к временности, к вещественности, к равновесию (к законам), у воли - тенденции к реагированию, к ощущению; сложные суммы этих тенденций дадут мир идей. Понятия и идеи суть наиболее соответствующие суммирования тенденций, суммирования, как бы совпадающие со свойствами энергии (понятия - инерции, сила, масса и так далее).
Конечно, никогда не было энергии без её формы, ни формы без хотя бы первичных идей. Теперь что же объединяет все это? Потенциал, который и называется энергией, поскольку он реализуется в порядке пространства, времени и вещества, и называется волей, поскольку реализуется в порядке ощущений, представлений, понятий и чувств. Никогда не было потенциала без реализации, ни реализации без потенциала, но вероятно, потенциал не весь выражается в своих реализациях, иначе мир не имел бы своего единства.
Пространство кругообразно, и лучи света и тепла, ушедшие в бесконечность, вернутся снова через вечность в прежние пункты, и мир как бы повторяется, но так как тенденции могут суммироваться в различных вариациях, каждая новая Вселенная отличается от прошлой. Таким образом, мир есть великий ритм. Высший гребень вселенской волны - высочайшее совершенство, низший - как бы хаос. Так из вечности реализуется высочайшее Благо - многообразие бытия и всех его ценностей. Это жизнь Бога, который, однако, вероятно остается еще в себе. Этот "остаток" и в человеке существует, и он вечен. Человек бессмертен. потенциал - в нем, и он - в потенциале. Порядок мира - благ, премудр, пралогичен (ибо в нем все виды логики). Человек свободен, ибо в нем энергия - воля-идея, творческое начало.
Я всю жиззнь читаю философские системы и изучаю науки, и каждый раз убеждаюсь, что система моя справедлива. При этом я оговариваюсь, что, раз знание - переменная величина, идущая к пределу в смысле знания общих принципов, а не индивидуальностей и частей, что беспредельно, то моя система - не абсолютная истина, а переменная вещь, наиболее близкая к истине; по теореме Якова Бернулли, раз она соглашает все данные наук о природе и духе, она стремится из вероятия к достоверности; она исходит из констатирования существования, которое проявляется уже в нашем сознании, а наше сознание говорит, что вне субъекта есть вещь, что уже не субъект... Можете ли вы отрицать факт сознания?
Говорящие, что все - субъект и утверждающие, что субъект происходит из объекта - вещества, отрицают основное, то есть утверждение сознания."
(c.105-107)
"Окружающая природа и наши представления и мысли -- приближенная величина, сущность вещей - предел ее.
Следовательно, мы теперь уже можем нарисовать картину сущности природы и сущности духа с вероятностью, приближающейся с каждым днем к достоверности. И что же нам говорит наука, приближаясь к истине, о природе и о духе?
Природа - энергия, действующая в пространстве и во времени.
Энергия эта изменяется и как бы "течет" в одну сторону.
В какую? Вещество, которое есть кристаллизованная энергия, сгущаетсся, осложняется, планеты увеличиваются от падения на них спутников, солнца переходят в планеты, и условия для жизни в природе улучшаются, и существа живые, чем дальше, тем будут выше, умнее, гармоничнее в своих частях. Мир развивается.
А что такое дух? Дух - это ощущения, представления, мысли, чувство красоты, чувство добра. Сущность духа - ээнергия, склонная испытывать свои внутренние изменения. В каждой частице энергии есть бесконечно малая склонность ощущать изменения. Из этих бесконечно малых склонностей развивается вся сложность духа и дух возрастает в природе.
Что же теперь объединяет и пространство, и время, и энергию, и дух? То объединяет, что может быть и пространством, и временем, и энергией, и духом. Это единое - возможность всяческого, потенциал мира, одаренный наклонностями быть пространством, быть временем, быть энергией, быть духом. Но выражаясь в мире, не исчерпывается им этот потенциал. "Излившись в мире, я остался еще в себе". Ибо, если бы он истощился, мир распался бы на части свои и на пространство, и на время, и на материи, и на дух, не было бы уже единства, и не мог бы уже мир идти к высшему совершенству. Мир же, развиваясь, раскрывает гармонию своих частей, дух же, развиваясь, высказывает свои богатства - чувство истины, познание истин, движение к истине, чувство красоты, познание красоты, стремление к красоте, чувство добра, познание, стремление к добру. Природа и дух, как два музыкальных инструмента, все более настраивают свои струны, чтобы дать высшие аккорды. Следовательно, потенциал - единое, основное начало - есть Благо, и
это Благо выражается в мире. Благо-потенциал выражается в природе, как механика в живых существах, как психика, как логика, как эстетика, как мораль; значит, это Благо есть универсальная пралогика = логика механики + логика психики + логика эстетики + логика морали + логика человеческого разума. Потенциал поэтому Премудрое Благо. И когда мир дойдет до крайних своих пределов, идя к высшей жизни, излучит свою энергиюю и усрет, лучи ее, пройдя через круговую бесконечность пространства,, снова оживут, и потенциал даст им н овое направление и создаст новую Вселенную. Так было раньше, так будет потом.
(c.101-102)
"И вот накануне мы живем новой, эволюционной, иррелигиозной религии. Лотос великий расцветает беспредельной любви к Богу без боязни, без всякого страха пред жизнью и смертью. Накануне мы живем нового общества, новой системы воспитания, новых высших дел и чаяний."
(c.102)
"Потенциал при первой возможности обнаруживается как жизнь, как мысль. У него тенденция иметь высшие ценности. Он благ и ищет жизни и любви. Проповедывать о нём - главная задача жизни моей."
(c.1157)
|